Реечный домкрат Hi-Lift, он же Hi-Jack он же Farm-Jack не заменимый предмет для владельца внедорожника. Придуманный, еще в конце 19 века американским изобретателем Филиппом Джоном Харра, дошел до наших дней, практически не претерпев изменений.
В руках опытного джипера является универсальным инструментом, с помощью которого можно поднимать, тянуть и перемещать застрявший автомобиль или иные тяжелые предметы, и даже использовать его как не большой пресс. Для использования в качестве лебедке к домкрату необходимо добавить такелажный набор: стальные цепи достаточной прочности и длины, несколько шаклов и корозащитную стропу.
Принцип работы основан на попеременном перемещении нагрузка между площадками, по средствам шатуна.
При подъеме, когда ручка находится в вертикальном положении, нагрузка приходится на верхнюю (большую) площадку. Когда ручка опускается, шатун, опираясь на нижнюю площадку, поднимает верхнюю площадку до момента перескакивания пальца в следующее отверстие рейки. То есть подъем будет происходить при каждом опускании ручки. Поднимая ручку, нижняя площадка подтягивается на одно отверстие вверх - вот и весь цикл работы. При спуске все происходит с точностью наоборот - опускание происходит при каждом подъеме ручки в вертикальное положение, когда она находится в горизонтальном положении, вся нагрузка приходится на нижнюю площадку, по пере подъема, верхняя площадка опускается до момента перескакивания пальца в следующее отверстие. И, соответственно, при опускании ручки в горизонтальное положение нижняя площадка опускается на одно отверстие. Работая с реечным домкратом, нужно быть крайне внимательным, поскольку конструкция крайне неустойчива, в принципе, так как площадь опорного башмака не велика, а высота подъема существенна, достаточно небольшого отклонения от вертикали и груз (автомобиль) завалится в сторону. Поднятая машина может упасть от порыва ветра или резкого движения рычага. В связи с этим «хай-джек» годится только для подъема груза (автомобиля), для удержания необходимо использовать упоры и/или подставки. Работать под машиной, висящей на таком домкрате, категорически запрещено! Во время подъема или спуска ни в коем случае нельзя отпускать рычаг иначе он начнет летать вверх и вниз с бешеной силой и скоростью. Если же рычаг выскользнул из рук, то лучше подальше отойти и дождаться пока домкрат опустится. Попытки поймать рычаг заканчиваются плачевно, а иногда и летально. Для обеспечения безотказной работы необходимо периодически обслуживать домкрат. Механизм хоть и простой, но требовательный к чистоте. Если в подъемную машинку попала грязь, необходимо тщательно её промыть, высушить и не "жирно" смазать легкой проникающей смазкой (силиконовой, тефлоновой или другой аналогичной). Использовать для этого моторное масло или консистентную смазку запрещается, поскольку она очень быстро облипнет грязью и песком, что, по сути, соизмеримо с окунанием в лужу.
Места смазки обозначены красным.
Хранить «хай-лифт» нужно смазанным в сухом помещении. Если же ему приходится «жить» на улице, например, на экспедиционном багажнике или бампере внедорожника, необходимо использовать специальный защитный чехол, иначе подъемный механизм быстро забивается грязью и перестает работать, может получиться так, что восстановить работоспособность домкрата уже не получится.
Для еще большей универсальности «хай-джека» существует следующие приспособления: Bumper Lift - устройство для подъема машины за бампер.
Lift-Mate - устройство для подъема автомобиля за колесо.
Скоба для подъема за фаркоп типа - шар.